Страница старшего воспитателя

 «Становление и развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ»

                                                                             Старший воспитатель

                                                                 МКДОУ «Детский сад № 14»

                                                                               Максименкова Н.И.

Введение и реализация ФГОС диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми.

Главной фигурой, способной осуществить образовательные и воспитательные задачи дошкольного образования, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности, которому предстоит осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность педагога к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую  замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника  и, следовательно,  повышение качества его образования.

Для дошкольников личность педагога должна стать мощным фактором его разностороннего развития, будущих жизненных достижений, что во многом обусловлено профессиональной компетентностью педагога, интегративно сочетающей в себе профессиональные и нравственные знания, умения и качества, определяющие в целом его способность развивать в дошкольнике духовно-нравственное начало.

На сегодняшний день отмечается дефицит квалифицированных кадров, отстающая от реальных потребностей, система переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОУ, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

В практике работы ДОУ возникает противоречие между современными требованиями к уровню профессиональной компетентности педагога  и его неготовностью  соответствовать этим требованиям.

Проблема профессиональной компетентности, повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения выступает одной из самых сложных, решение которой будет способствовать успешной реализации ФГОС, обеспечению качества дошкольного образования.

В связи с этим актуальным является вопрос организации условий для становления и развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ, повышения требований к современному педагогу и его уровню самообразования.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого–педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность педагога ДОУ самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Воспитатель 21 века – это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность; 
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. 

       Согласно профессиональному стандарту педагога, утвержденному Министерством труда и социального развития  в 2013 году, профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражают специфику работы на дошкольном уровне образования.

Педагог дошкольного образования в соответствии с профстандартом должен:

  • знать специфику дошкольного образования;
  • знать общие закономерности развития детей;
  • уметь организовывать ведущие виды деятельности;
  • владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста;
  • уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми;
  • уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга;
  • владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей;
  • владеть ИКТ-компетенциями.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

2. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

3. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся:

Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профкомпетенций.

Педагог ДОУ должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

- обеспечение охраны жизни и здоровья детей;

- осуществление целостного педагогического процесса;

- создание развивающей предметно-пространственной среды.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

- умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно–методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

- планирование воспитательно-образовательной работы;

- проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

- владение технологиями исследования, педагогического  мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально–педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

- консультативная помощь родителям;

- создание условий для социализации детей;

- защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Образовательная деятельность  в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

Исследовательских:

- умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.);

- изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка;

- провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению;

- умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

Проектировочных:

- умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации  ФГОС;

- разработать план, программу  деятельности  на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

 Организаторских:

- умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии;

- современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности;

- умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

 Коммуникативных:

- умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

 Конструктивных:

- умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы;

- соблюдать принципы   (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Профессиональная компетентность педагога формируется в ходе профессиональной жизнедеятельности, накопления опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций, критического оценивания и присвоения ценностей, адекватной самооценки.

Эффективно организованная система методической работы является важным звеном в непрерывном профессиональном образовании педагогов, цель которого – организовать его с максимальной пользой для каждого воспитателя в соответствии с его запросами, целенаправленно используя методические возможности ДОУ.

Основной целью методической работы ДОУ в современных  условиях может быть оказание методической поддержки педагогам в реализации ФГОС ДО, освоение ценностных установок, определенных федеральным государственным образовательным стандартом, создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов.

Реализация данной цели возможна через решение ряда задач:

- формирование в ДОУ  банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, локальных актов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО;

- анализ и  изучение потребностей педагогов в повышении квалификации по проблеме ФГОС ДО;

- организация непрерывного повышения квалификации по проблеме введения ФГОС;

- создание творческих групп воспитателей по методическим проблемам, связанных с введением ФГОС;

- освоение педагогами требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования;

- проведение мониторинга реализации требований ФГОС ДО в конкретной дошкольной образовательной организации;

- разработка  региональных особенностей реализации ФГОС ДО, при разработке и реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Сопровождение педагогов в период освоения содержания ФГОС дошкольного образования:

- информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации, планирования  деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС в ДОО.

- формирование новых ценностно-смысловых установок и эффективной мотивации участников образовательного процесса ДОУ к внедрению ФГОС

- направление педагогов ДОУ на повышение квалификации для получения более высоких квалификационных категорий.

- организация профессионального общения педагогов через Интернет, участие в работе видеоконференций, сетевых сообществах, действующих в районе (РМО).

- разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что качество образования и воспитания в дошкольном учреждении напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров: чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.

Методическая служба дошкольных образовательных учреждений призвана обеспечить поддержку профессионального развития педагогов, внедрение в практику учреждений инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса.