Самообследование

 

 

Акт  самообследования

МКДОУ «Детский сад № 14 »

за2014 - 2015 учебный год

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»  введено  в эксплуатацию в феврале 1975 года.

МКДОУ «Детский сад № 14» находится: Ставропольский край, Шпаковский район, х. Демино, ул. Ленина № 44

Комиссией в составе: Е.Ю.Мирошниченко–заведующая, Н.И.Максименковой –старший воспитатель, И.А. Шкода  - председатель профсоюзного комитета МКДОУ, М.В.Мирошниченко–завхоз было проведено самообследование с  целью определения эффективности образовательной деятельности дошкольного учреждения за 2015 учебный год, выявления возникших проблем в работе, а также для определения дальнейших перспектив развития ДОУ был проведен выполнения поставленных задач по основным разделам:

I. Выполнение годовых задач, поставленных перед коллективом;

II. Результаты образовательной деятельности;

III. Состояние здоровья воспитанников;

IV. Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов.

           Детский сад успешно функционирует в течение 40 лет. В нем бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции воспитания здорового поколения, обеспечение физического и психического здоровья ребенка, постоянно идет поиск новых технологий работы с детьми дошкольного возраста.

Режим работы МКДОУ «Детский сад № 14»

На сегодняшний день  в МКДОУ функционирует 6 групп:

Режим  пребывания детей – 4 группы  7.00 – 17.00 при пятидневной недели.

 2 дежурные группы  7.00 – 19.00 ч

Выходные дни: суббота и воскресенье.

Заведующая ДОУ Мирошниченко Елена Юрьевна, имеет первую квалификационную категорию.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» в течение 2014-2015 учебного года осуществляло свою деятельность на основании следующих документов:

- Закона РФ «Об образовании»

-Закона Ставропольского края «Об образовании»

 

- СанПиН2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г.

- лицензии серии РО № 039651 рег.№2509 от 03.02.2012г

-Устава ДОУ

           Педагогический коллектив состоит из 14-ти педагогов: 

           10 –воспитателей

           1 – старший воспитатель

         3 – специалистов ( 1музыкальный руководитель, 1 инструктор по ФИЗО, 1 педагог-психолог) 

                   МКДОУ «Детский сад №14» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами:

-  «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»  принятое в соответствии с Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 года № 300 и, вступившим в силу с 1 мая 2012 года;

- Конвенцией ООН о правах ребёнка.

- Нормативно-правовыми актами  и приказами отдела  образования администрации Шпаковского муниципального района;

- Уставом  МКДОУ  «Детский сад №14»

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10;

- Договором между Детским садом и родителями (законными представителями) и локальными актами образовательного учреждения;

 - Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 г  03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  - «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  - Приказ Министерства образования и науки РФ №21016 от 28.12.2010 «ФГОС к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

          В МКДОУ «Детский сад № 14» функционируют 6 группы: 1 младшая , 2 младшая №1, 2 младшая №2, средняя, старшая, подготовительная.

Основное внимание в 2014-2015 учебном году было уделено выполнению приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации, реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги. Для этого были выделены следующие задачи:

  1. Обеспечить условия для внедрения в работу ДОУ ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования: разработать методическое сопровождение и инструментарий мониторинга, пополнить предметно-развивающую среду.
  2. Активизировать педагогическую деятельность по совершенствованию форм и методов организации игры дошкольников.
  3. Совершенствовать работу по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента.
  4. Осуществлять комплексный подход к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей через реализацию образовательных областей «Здоровье» и «Безопасность».

МКДОУ «Детский сад №14» реализует - основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а также используется ряд парциальных программ и технологий.

Уже стали традиционными в детском саду такие формы работы:                         - родительские собрания ежеквартально;                                                        

- совместные досуговые мероприятия детей и родителей;                                                 - участие в районных мероприятиях;

          Дошкольное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами и техническим персоналом.

          Высшее образование  имеют 9 педагогов, среднее специальное 6 педагогов.  

5 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 4 педагогов  имеют 1 квалификационную категорию,  1 педагог не имеет категории.

Участие  педагогов в РМО в этом году на высоком уровне. Педагоги не только активно посещали методобъединения, но и проводили открытые мероприятия для своих коллег

        На базе детского сада прошли 1 районное методическое объединение:                                                                                                                                         - РМО воспитателей групп раннего возраста, в рамках которого в-ль Костылева М.А. представила игровую обучающую ситуацию с детьми 2 младшей группы;

- РМО старших медсестер, их вниманию было представлено занятие кружка «Здоровячок», руководитель Петряшева Т.Н.;

-РМО воспитателей групп старшего дошкольного возраста, в ходе которого воспитатель подготовительной группы Балуева Е.Н. провела занятие по подготовке детей к школе;

- РМО по взаимодействию с семьей, с участниками которого ст. воспитатель Труфанова Л.Н. провела практическое занятие по организации совместного мероприятия с детьми и родителями.

               Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от  № 655 были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому несомненно  первое место в работе ДОУ было отведено изучению и введению в практику работы ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования. Деятельность ДОУ организована в соответствии с уставом, планами и локальными актами учреждения, обеспечена годовым и календарно-тематическим планированием. Содержание планирования включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Учитываются принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с Федеральными Государственными требованиями от «старой» модели:

- Исключение учебного блока (но не процесса обучения)

- Увеличение объема блока в совместной деятельности взрослого и детей, в который входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность.

- Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков.

- Изменение объема и содержания понятия «непосредственная образовательная деятельность».

           В образовательном процессе включено два основных блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3-7 лет), и как единственная возможная для младшего дошкольного возраста (3-5 лет). Организация партнерской деятельности взрослого с детьми отражает:                                                                                                - Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического, дисциплинарного принуждения).

- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

        Заменено привычное разделение «Игра-учебное занятие», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграции. В процессе планирования учитываются следующие параметры:

  1. Общий объем непосредственно образовательной деятельности.
  2. Продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня ( в первую и во вторую половину).
  3. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
  4. Основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование.
  5. Образовательные области, задачи которых решаются в каждой из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
  6. Формы работы, в которых осуществляется непрерывная непосредственно образовательная деятельность.

С целью приведения календарного планирования в соответствие с ФГОС, в течение года работала творческая группа в составе старшего воспитателя, старшей медсестры, воспитателей и специалистов. В процессе планирования соблюдаются следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

   Еще один из ведущих принципов – это принцип комплексно-тематического планирования, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей  вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей: «Моя семья», «Наш детский сад», «Золотая осень» и т.д. При выборе темы учитываются интересы детей, задачи воспитания и развития, текущие явления (например, времена года)  и яркие события (например, праздники).

      В нашем детском саду накоплен достаточный опыт проведения подобных тематических недель (Неделя здоровья, Неделя дружбы с природой, Неделя детской книги) и дней (День театра), что послужило хорошей основой для составления комплексно-тематического планирования на весь учебный год.

     Педагогами  ДОУ разработано комплексно – тематическое планирование на учебный год для  детей младшего и старшего дошкольного  возраста. Тема недели  единая во всех группах, но программное содержание отличается  в соответствии с возрастной категорией.

     В комплексно-тематической неделе  за основу берется  познавательное занимательное дело. К нему  разработаны сопутствующие занятия (развитие речи,  лепка, аппликация, конструирование, рисование), которые продолжают основную тему недели. В разных видах детской деятельности дети познают необходимый объем знаний, умений и навыков по теме

    .Комплексно-тематическое планирование в целом положительно оценено педагогами с точки зрения освоения детьми программы через увлекательные виды детской деятельности, но есть некоторые  и отрицательные моменты.

      Педагоги  изучили значение и содержание 10 образовательных областей, разобрались в схеме планирования  организованной совместной деятельности взрослого и детей в занимательном деле и в режимных моментах. Стали более тщательно планировать и организовывать образовательную деятельность не только на занятиях, а в течение всего пребывания ребенка в детском саду: через все  виды  детской деятельности, основной из которых является детская игра, что соответствует ФГОС.

         Воспитателями  тщательно продумывается содержание развивающей среды по возрастам. Они еженедельно стараются обновлять игровую и наглядную среду в зависимости от темы недели. При планировании педагоги  предусматривают  виды самостоятельной свободной детской деятельности в  специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой. Иллюстрации, книги, игрушки,  работы детей, использованные на тематической неделе, оформляются  в группе, чтобы дети  вне занятий повторно рассматривали, использовали для игры, беседовали со сверстниками в свободной обстановке  и тем самым закрепляли свои знания по теме.

- принцип взаимодействия с семьёй. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

          Взаимодействие детского сада и семьи становится все более тесным и плодотворным.       Успешно прошли конкурсные программы «Один день из жизни мамы», «Вместе с папой», «А ну-ка, бабушки», родительские собрания с использованием различных форм: круглый стол,  родительский диспут, с использование видеофильмов о жизни детей ДОУ. На родительские собрания  приглашаются специалисты: педагог-психолог, медицинская сестра, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель.

    Родители принимают активное участие в жизнедеятельности  детского сада: тематические выставки («Чудо-овощи», «Мы со спортом дружим», «Быть здоровым я хочу», выставки поделок для сюжетно-ролевой игры «Автодорога», «Магазин», «Салон красоты» и др.)

     Хорошей традицией нашего детского сада стала организация различных смотров - конкурсов,  в которых принимают активное участие и сотрудники детского сада, и родители, дети. (Конкурс новогодней открытки «Мы рисуем Новый год», смотр-конкурс «Огородная сказка на окне», смотр- конкурс уличных веранд» и др.) Такие мероприятия позволяют каждому проявить свои творческие способности.

            Также родители оказывают большую помощь по благоустройству территории детского сада.

     Как всегда на высоком уровне велась работа в плане оформления наглядной информации для родителей. Яркие, красочные, со вкусом оформленные стенгазеты, стенды и папки-ширмы привлекают внимание родителей и оказывают немаловажное значение в их педагогическом просвещении.

       Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Именно на это и направлен принцип взаимодействия с семьёй, обозначенный в тексте ФГОС.  

 

        В настоящее время в нашем дошкольном учреждении предоставляются родителям бесплатные дополнительные образовательные услуги (кружок по экологии «Тропинка в природу, изостудия «Фантазия», кружок по обучению грамоте «Грамотейка», физкультурно-оздоровительный кружок «Здоровячок» Охвачены данными услугами в основном дети старшего дошкольного возраста.

- принцип преемственности с примерными основными программами начального образования

       Федеральные государственные требования разработаны с опорой на традиционные направления развития ребенка (физическое, познавательно- речевое социально - личностное, и художественно - эстетическое) через реализацию 10 образовательных областей, среди них как известные практике, традиционные (физическая культура, музыка, труд, чтение литературы) так и новые (коммуникация, безопасность, социализация).

    В соответствии с федеральными государственными требованиями обучение детей должно строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая постоянный рост их  самостоятельности и творчества. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание педагоги осуществляют в повседневной жизни, совместной с детьми деятельности, путём интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.                                                                                  

Гарантия успешного осуществления педагогического процесса – культура развивающей среды, совокупность рационального использования рабочего времени, потребности педагогов в инновационной деятельности. В дошкольном учреждении обновляется и пополняется предметно-развивающая среда. Созданы условия для развития игровой деятельности, организации двигательной активности. Дети имеют возможность выбирать занятия и игры по интересам, учтены возрастные и половые особенности детей. Групповые комнаты оснащены столиками для занятий, уголками для игрушек, набором мебели, всевозможной посудой, пространство вдоль стен занимают шкафы, книжные уголки, природные уголки, уголки изодеятельности. Поэтому дети имеют возможность играть и заниматься разными видами деятельности, как индивидуально, так и совместно с другими детьми. Развивающая предметная среда в ДОУ организована с учетом традиционных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, конструирования, театрально - художественной деятельности. Наиболее популярными являются игровые зоны и зоны для занятий по рисованию, лепке, аппликации.. Однако, имеются существенные проблемы, которые не позволяют детскому саду в достаточной мере обеспечить учебно-воспитательный процесс – недостаточная материально-техническая база ДОУ.             

Большое значение в работе ДОУ имеют практические занятия по привитию детям навыков безопасного поведения. С этой целью оформлены уголки безопасности, изготовлены методические пособия, имеются планы работы, традиционно проводится Неделя Безопасности.

Большое внимание в детском саду уделяется экологическому  развитию детей. Для достижения задачи   по  формированию  у воспитанников осознанно – правильного отношения к природе педагоги используют приемы проектирования, моделирования и решения логических задач, организации деятельности в уголках по экологическому воспитанию.

   Итогом работы по экологическому воспитанию стала Неделя дружбы с природой, которая в нашем детском саду стала традиционной. Основной целью реализации данного мероприятия является формирование любви ко всему живому средствами познавательной деятельности и экспериментирования, игры, творческой деятельности. Все педагоги приняли активное участие в Неделе дружбы с природой.         Наблюдения воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию показали, что работа в данном направлении проводится целенаправленно, в соответствии с программным материалом, охватывает все виды деятельности (игровую, музыкальную, познавательную, трудовую и др.).

         На наш взгляд, с точки зрения экологического воспитания, экспериментальная деятельность является  одной из главных. Разработаны  циклы опытов с природным материалом (водой, песком, почвой, камнями, глиной) и т.п., перед дошкольниками  ставятся все более сложные задачи, для решения которых  нужно приобрести необходимые материалы и оборудование (коллекции растений, наборы для опытов с магнитом,  почвой  и др.).

        Сохранение и укрепление здоровья детей – еще одно из основных направлений работы ДОУ. Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие, поэтому  формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада.

      ДОУ организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

      Систематически проводятся: утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, ритмическая гимнастика, медико-педагогический контроль, подвижные игры на прогулке, физкультминутки на занятиях. Организованы занятия,  которые  направлены на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости детей, на профилактику плоскостопия у детей, укрепление опорно-двигательного аппарата, приобщение  к здоровому образу жизни.

 

     Педагогический коллектив ДОУ уделяет должное внимание закаливающим процедурам, которые подходят для детей всех трех групп здоровья, а это щадящие методы закаливания: игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна,  включающая  релаксационную и дыхательную гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей; полоскание зева кипяченой водой, контрастные воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья», утренний прием на свежем воздухе, витаминизированное питье и др.

  Традицией стало проведение Недели здоровья. Очень ответственно, с желанием, проявляя творчество, артистизм, педагоги, инструктор по ФИЗО и музыкальный руководитель проводят досуги, праздники и развлечения.

Питание детей организовано в групповых комнатах согласно СанПиНа,  4-х разовое., для всех детей Поставки продуктов питания организованы на  договорной основе. Пищеблок оборудован соответствующими СанПиНа цехами, штатами и  необходимым технологическим оборудованием. Основой организации питания детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых наборов продуктов и рационов питания, позволяющих удовлетворить физиологические потребности дошкольников в основных пищевых веществах и обеспечить их необходимой калорийностью. В ДОУ соблюдается рецептура и технология приготовления блюд, оставляется суточная проба готовой продукции, выполняются нормы вложения сырья, вкусовое качество приготовленных блюд соответствует требованиям.

           Методическая работа в детском саду направлена на повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогического коллектива, которые выступают гарантами повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса в целом. Для реализации этих задач ДОУ используются формы и методы обучения педагогов: педагогические советы, семинары, самообразовательная работа педагогов, «круглые столы», аттестация, консультирование, открытые просмотры, педагогические выставки, проектная деятельность, работа творческих групп. Активные методы обучения позволяют сформировать знания, умения и навыки путем вовлечения педагогов активную познавательную деятельность: деловые игры, творческие задания, конкурсы, решение педагогических ситуаций, моделирования. Для педагогов проведен ряд семинаров по данной теме:

  • «Совершенствование и обновление педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС»
  • «Предметно-развивающая среда как средство обеспечения реализации основной образовательной программы дошкольного образования»;

  консультаций:

  • « О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании».
  • «Создание условий для здорового образа жизни в системе воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений, через здоровьесбережение в соответствии с ФГОС («Реализация образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»).

            Существенную стимулирующую роль в развитии методической работы в ДОУ играет подготовка к участию в районных  мероприятиях. В 2012-2013 учебном году инструктор по ФИЗО  Шкода И.А . руководитель кружка «Здоровячок», приняла участие в третьих районных педагогических чтениях с обобщением опыта по теме «Кружковая деятельность как средство сохранения и укрепления здоровья детей». Выступление сопровождалось показом презентации и фильма и  получило высокую оценку коллег.  

            Музыкальный руководитель планирует и координирует свой план совместно с воспитателями групп. В течение года реализация комплексно- тематического планирования, задач и календарных планов проводилась через проведение занятий:  тематических, комплексных, театрализованных, фронтальных и праздников и развлечений. Традиционно прошли утренники, посвящённые новому году, 8 марта, выпускной утренник, уличное гуляние "Проводы русской зимы", «День театра».

            Дошкольное учреждение проводит целый ряд мероприятий по обогащению и озеленению своей территории: субботники, уход за клумбами в весеннее-летний период. Также коллектив участвует в различных конкурсах «Огород на окне» «Оформление прогулочных веранд» Коллектив БДОУ организует работу летом так, чтобы детям было интересно в детском саду, а родители были спокойны за их здоровье. Летний период года благоприятен для решения таких задач, как: оздоровление детей, познавательное развитие детей, художественно-эстетическое, социальное развитие. Составляется план организационно-хозяйственной работы в летний период времени каждого ДОУ.

 Заключение

        Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям и к организации в них воспитательно – образовательного процесса. Современное общество стоит перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.  БДОУ активно ведет поиск нового облика образовательного учреждения, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и запросам родителей, индивидуальности развития  каждого ребёнка.

       БДОУ -  образовательное учреждение, осуществляющее физическое  и психическое развитие детей, через организацию индивидуально-ориентированной системы воспитания, образования и обогащения развивающей среды.  Главная цель  нашего ДОУ: Воспитание эмоционально–благополучного, здорового, разносторонне – развитого счастливого человека.

            В новом учебном году  мы полностью переходим на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программе, а  именно приобретение необходимой методической литературы; обеспечению инновационного характера сферы дошкольного учреждения; обеспечение доступности качественного образования. Также необходимо уделить пристальное внимание приоритетному направлению экологическое развитие и  провести ряд мероприятий по организации платных образовательных услуг и вариативных форм работы.