"Солнечные лучики"

«Поисково – познавательная  деятельность»

Составили воспитатели старшей группы:

Радуляк Ольга Николаевна

Тиликина Антонина Николаевна

2016г

«Поисково – познавательная  деятельность» - как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста».

Современные проблемы взаимоотношений  человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Природа - удивительный феномен, воспитательное  воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знании и радостных переживании, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа  раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда    новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать   новые сведения о мире традиционно рассматриваются    как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом  направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В старшей группе организация поисково – познавательной работы с детьми идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1.Живая природа  (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах: лук, ветки деревьев, зерна пшеницы, комнатные растения)

2.Неживая природа ( вода, почва, воздух, звук, свет, цвет)

3.Человек (функционирование организма, рукотворны мир: материалы и их свойства, преобразования предметов)

Особое внимание уделяется   формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления    о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Общение ребенка объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т .е положительную мотивацию на отношение к природе.

При работе с детьми важное  значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности  природы, эмоционально положительному  отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного    и безопасного поведения в природе и в быту. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХ 1 веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска  требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой,- это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки   исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Таким образом,   поисково познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск решения, делать выводы и аргументировать их,  уметь    сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому  запоминанию и не механическому воспроизведений знаний, а пониманию и осознанию происходящего,  совместной практической деятельности воспитателя и детей.

 Целью наше работы является формировать у детей элементарные экологические знания и представления, логическое и диалектическое мышление и поведение через  поисково познавательную деятельность.

Задачи:

1.Охранять и укреплять здоровье.

2.Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

3.Фрмировать у детей представление о живой и неживой природе, их взаимодействиях.

4.Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

5.Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

В процессе работы по формированию у детей экологического мировоззрения руководствуемся следующими принципами:

Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково познавательной деятельности на развитие личности.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а так же индивидуальных особенностей и психического развития.

Принцип системности.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково познавательной  деятельности.

http://sadik14.ucoz.ru/2016-05-04_23.16.46.jpg