"Солнечные лучики"
«Поисково – познавательная деятельность»
Составили воспитатели старшей группы:
Радуляк Ольга Николаевна
Тиликина Антонина Николаевна
2016г
«Поисково – познавательная деятельность» - как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста».
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знании и радостных переживании, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В старшей группе организация поисково – познавательной работы с детьми идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1.Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах: лук, ветки деревьев, зерна пшеницы, комнатные растения)
2.Неживая природа ( вода, почва, воздух, звук, свет, цвет)
3.Человек (функционирование организма, рукотворны мир: материалы и их свойства, преобразования предметов)
Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Общение ребенка объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т .е положительную мотивацию на отношение к природе.
При работе с детьми важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХ 1 веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой,- это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.
Таким образом, поисково познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведений знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Целью наше работы является формировать у детей элементарные экологические знания и представления, логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково познавательную деятельность.
Задачи:
1.Охранять и укреплять здоровье.
2.Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
3.Фрмировать у детей представление о живой и неживой природе, их взаимодействиях.
4.Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
5.Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
В процессе работы по формированию у детей экологического мировоззрения руководствуемся следующими принципами:
Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково познавательной деятельности на развитие личности.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а так же индивидуальных особенностей и психического развития.
Принцип системности.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково познавательной деятельности.